Томазо Галина Александровна

от автора

в

30.01.1942-20.04.2023

Многие в нашем городе знали Галину Александровну  Томазо – балетмейстера, руководителя балетной студии  «Грация».

Малышей, можно сказать, гадких утят,  она на протяжении 38 лет через классический балет  превращала  в  грациозных  лебедей — изящных балерин,  профессиональных  танцоров.  Галина Александровна — преемница  наставницы  и друга Ирины Семеновны Манькиной.

…30 января  1942 года в шахтерской семье родилась девочка Галя. Годы войны помнит смутно — была совсем маленькой. Единственное, что  запомнила на всю жизнь, – постоянно  хотелось есть.  Отец ушел на фронт, а когда закончилась  война и он вернулся, родители разошлись. На руках у Анны Васильевны Имангуловой остались трое ребятишек, в их числе — Галя. Как и многие женщины в послевоенное время,  Анна Васильевна работала посменно  на  подземных работах  в шахте №3.  Дети с раннего возраста привыкли к самостоятельности. К танцам у Гали тяга была с  малых лет. Мама  рассказывала, что годика в три  я залазила на табуретку и танцевала. Табуретка была тогда моей  сценой, — вспоминает Галина Александровна. Когда  в начале 50-х в Черногорск приехала Ирина Семеновна  Манькина, по городу пошли слухи: «Балерина приехала!»  Мы жили в районе треста, у старой милиции, в двухэтажке.  Старшие девочки со двора  пошли на просмотр,  а  я, как хвостик,  увязалась за ними. Мне  было шесть лет, еще в школу не ходила. В послевоенное время все были одеты бедненько, и даже «к балерине» особо-то нечего было выбрать, чтобы нарядиться. И вот очередь дошла до меня…Девочка, подойди ко мне, — позвала Ирина Семеновна. Она взяла мою ногу и деликатно, но настойчиво стала поднимать её, поднимать, поднимать.

— Не больно? — спрашивает. Нет, не больно,  — отвечаю. Потом, крепко взяв ногу, уже без опасений, она завела её мне за голову.Так вышло, что, похоже, мне одной удалось удивить ее в тот день природными данными, и с тех пор я стала ее любимицей. Но не любимчиком, в плохом смысле слова.  Позднее Ирина Семеновна, можно сказать, заменила мне маму – подсказывала, как поступать в разных житейских ситуациях, понимала, в каком я настроении, умела успокоить, приободрить. Вот смотрю сейчас на своих воспитанниц – они ангелы по сравнению со мной,- делилась  Галина Александровна. —  В детстве я была озорным, боевым ребенком, ничего не боялась. Помню, когда жили  в доме  на улице Янкова,  я взобралась на крышу, встала на трубу и стала танцевать:  то так повернусь, то эдак ногу выставлю…  Народ собрался, смотрят. Ребятня визжит от восторга, а  взрослые ахают  и охают.  Вижу, мама бежит! Я мигом с  трубы, с крыши спрыгнула, потом в  стог сена нырнула  и затаилась. Конечно же, получила от мамы по полной!  До семнадцати лет Галина  танцевала  в народном коллективе классического танца  Ирины Семеновны Манькиной. Сохранилась фотография 1952-53 годов, когда  на сцене  ДК «Луначарский» танцевали «Китайскую сюиту». Гале Имангуловой   было 10-11 лет, а  ее партнером был врач Гоша. Как-то на репетиции он оступился и  уронил свою  партнёршу. Хорошо, что все обошлось удачно. По  рекомендации Ирины Семёновны, после окончания  школы Галину  приняли  в  театр оперетты  закрытого города Красноярска-26, где она окончила экспериментальный балетный класс,  став  со  временем прима-балериной. Вначале выступала в кордебалете, в так называемой  массовке.  А когда  в театр пришел новый балетмейстер Венедикт Любимцев, он много работал со мной индивидуально. Ставил  номера классического  и  акробатического плана, с которыми ездили на гастроли в Читу, Норильск, Барнаул.  Восторженные  рецензии по поводу выступления театра и восходящей звезды Галины Томазо писали всюду:  «Блестящая! Виртуозная! Темпераментная!»

         В театре познакомилась с будущим мужем Андреем Томазо — скрипачом с итальянскими корнями. Галина Александровна вспоминала: Всегда думала, что муж у меня будет высоким, красивым и скрипачом, — так и получилось. Вскоре в семье Томазо  родился сын Андрей. В театре оперетты Галина Александровна танцевала  более десяти лет. А после развода с мужем, она с сыном переехала в Черногорск. Устроилась здесь работать в библиотеку, что находилась в районе Крепости. И сразу же пошла к Ирине Семеновне Манькиной на репетиции. Днем — работа,  вечером – занятия. Начались концерты в городе, гастроли по краю:  Красноярск, Минусинск, Шушенское, Абакан, Саяногорск,  Сорск,  Иркутск – география поездок была широкой. Черногорцы помнили меня как Имангулову,  так и говорили:  «Идем на Имангулову»,  а теперь знают  как Томазо, — вспоминает  о возращении  в город Галина Александровна. Атмосфера в коллективе была душевной, приходили как в свою семью, где не только танцуют, а общаются, поддерживают друг друга. Где могут  научить  и похвалить за успехи, хотя… иногда и отругать за небрежность при исполнении упражнений.Партнером по танцам восемь лет был  Владимир Монетов, детский врач. С ним танцевали многие  классические   номера: «Адажио»  Зденека  Фибиха,  «Восточный танец»  из балета  Чайковского «Щелкунчик»…

С Владимиром Монетовым стали лауреатами краевого, областного и всероссийского конкурсов, получили три золотые медали. Вот как вспоминала об этом Галина Александровна:  Выступали на фестивале  народного творчества в  Иркутском  театре оперетты. Когда станцевали  «Анитру» Грига, то все 16 членов жюри  аплодировали стоя. Зал громыхал. На фестивалях не положено выходить «на  поклон»,  а  нас  за кулисами, помню, одни  выталкивают на поклон, а ведущая закрывает выход на сцену: «Нельзя!»  Зал  бушевал, овации длились несколько минут. Под  руководством  Ирины Семеновны в общей сложности  Галина Александровна танцевала семнадцать лет. Говорит, что это были трудные, но очень плодотворные  годы. В архиве Екатерины Сейфулиной (Манькиной) – дочери Ирины Семёновны, сохранились  фотографии далёких лет, которые  Галина Александровна  прокомментировала так: «Слева от меня стоят Екатерина Манькина и Светлана Рогова. Света  через  несколько лет станет балериной Красноярского театра оперы и балета…. и  женой прославленного певца Дмитрия Хворостовского. Юбилей Ирины Семеновны отмечали в ДК им. Луначарского. В этот праздничный   день, на концерте,  посвященном юбилею Ирины Семеновны,  у  нас  с Владимиром Монетовым  был творческий отчет.  Мы подготовили программу из  восьми номеров. Когда Ирина Семеновна заболела, часть забот по  организации работы   в  коллективе Галина  Александровна  взяла  на себя: возила  младших детей на смотр в  посёлок Черемушки,  ездила с  группой детей в Красноярск, где  были  проведены экскурсии  по городу  и  в  театр оперетты….

После смерти Ирины Семеновны в 1980-м Галину Александровну из  ДК «Луначарский» пригласил в ДК  «Юбилейный»  директор Борис Яковлевич Мордухов. Здесь  организовали комиссию и провели  отбор   способных детей, набрали три группы: младшую, среднюю и старшую. Через полтора года приехала комиссия, просмотрела номера и порекомендовала: «Ваш коллектив достоин  звания «Народный ансамбль классического танца» —  готовьте программу». Через несколько месяцев  занятий и выступлений балетная студия под руководством Галины Александровны Томазо  получила звание  «Народный  ансамбль классического танца». В последующие годы  коллектив ежегодно  подтверждал это высокое  звание. Он насчитывал  150 человек, с каждым необходимо было найти понимание.  Галина Александровна с первых уроков  требовала от своих подопечных дисциплины, точного выполнения  упражнений  классического балета,  а   сама отдавала воспитанникам душу и талант  взамен. Многие не выдерживали такой нагрузки и уходили. А кто оставался,  трудились в поте лица  — в прямом смысле слова!  Это время Галина Александровна вспоминала с особой  теплотой и ностальгией:еще бы!  В Хакасии  балетная студия была только в Черногорске! ДК «Юбилейный» принадлежал камвольно — суконному комбинату,  шефы помогали во всем:  костюмы шили  из дорогой  ткани, чтобы и служили долго, и смотрелись на сцене достойно. Предоставляли транспорт для поездок на смотры, концерты по предприятиям города, по  Хакасии и краю — проблем не было.  Ребятишкам интересней было обучаться премудростям балетного танца потому, что после  каждого выступления на сцене  зрители  награждали их  заслуженными аплодисментами. Совместные занятия и выступления на концертах, творческих отчетах и конкурсах  сплачивали коллектив, получалась большая дружная команда,  в которой старались отмечать дни рождения, держаться вместе. С Борисом Яковлевичем Мордуховым Галина  Александровна проработала  13 лет. В перестроечные годы искусство отошло на второй план. Но ансамбль продолжал работать. Заниматься приходилось и в горном техникуме, и в спорткомплексе «Нептун», и даже  у неё дома. А в 2002-м балетная студия «Грация»  переехала в школу №19. Насколько Галина Александровна не любила говорить о себе, настолько долго и подробно  могла рассказывать  о своих учениках.  Имена всех вспомнить сложно,  но самых талантливых и одарённых  не только помнила,  но  рассказывала,  как сложились их судьбы. Она была и останется в наших сердцах человеком преданным своему любимому делу.

 Вечная память Галине Александровне.

Автор публикации

не в сети 3 недели

admin

Комментарии: 0Публикации: 276Регистрация: 17-03-2024

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Генерация пароля