30.01.1942-20.04.2023

Многие в нашем городе знали Галину Александровну Томазо – балетмейстера, руководителя балетной студии «Грация».
Малышей, можно сказать, гадких утят, она на протяжении 38 лет через классический балет превращала в грациозных лебедей — изящных балерин, профессиональных танцоров. Галина Александровна — преемница наставницы и друга Ирины Семеновны Манькиной.
…30 января 1942 года в шахтерской семье родилась девочка Галя. Годы войны помнит смутно — была совсем маленькой. Единственное, что запомнила на всю жизнь, – постоянно хотелось есть. Отец ушел на фронт, а когда закончилась война и он вернулся, родители разошлись. На руках у Анны Васильевны Имангуловой остались трое ребятишек, в их числе — Галя. Как и многие женщины в послевоенное время, Анна Васильевна работала посменно на подземных работах в шахте №3. Дети с раннего возраста привыкли к самостоятельности. К танцам у Гали тяга была с малых лет. Мама рассказывала, что годика в три я залазила на табуретку и танцевала. Табуретка была тогда моей сценой, — вспоминает Галина Александровна. Когда в начале 50-х в Черногорск приехала Ирина Семеновна Манькина, по городу пошли слухи: «Балерина приехала!» Мы жили в районе треста, у старой милиции, в двухэтажке. Старшие девочки со двора пошли на просмотр, а я, как хвостик, увязалась за ними. Мне было шесть лет, еще в школу не ходила. В послевоенное время все были одеты бедненько, и даже «к балерине» особо-то нечего было выбрать, чтобы нарядиться. И вот очередь дошла до меня…Девочка, подойди ко мне, — позвала Ирина Семеновна. Она взяла мою ногу и деликатно, но настойчиво стала поднимать её, поднимать, поднимать.
— Не больно? — спрашивает. Нет, не больно, — отвечаю. Потом, крепко взяв ногу, уже без опасений, она завела её мне за голову.Так вышло, что, похоже, мне одной удалось удивить ее в тот день природными данными, и с тех пор я стала ее любимицей. Но не любимчиком, в плохом смысле слова. Позднее Ирина Семеновна, можно сказать, заменила мне маму – подсказывала, как поступать в разных житейских ситуациях, понимала, в каком я настроении, умела успокоить, приободрить. Вот смотрю сейчас на своих воспитанниц – они ангелы по сравнению со мной,- делилась Галина Александровна. — В детстве я была озорным, боевым ребенком, ничего не боялась. Помню, когда жили в доме на улице Янкова, я взобралась на крышу, встала на трубу и стала танцевать: то так повернусь, то эдак ногу выставлю… Народ собрался, смотрят. Ребятня визжит от восторга, а взрослые ахают и охают. Вижу, мама бежит! Я мигом с трубы, с крыши спрыгнула, потом в стог сена нырнула и затаилась. Конечно же, получила от мамы по полной! До семнадцати лет Галина танцевала в народном коллективе классического танца Ирины Семеновны Манькиной. Сохранилась фотография 1952-53 годов, когда на сцене ДК «Луначарский» танцевали «Китайскую сюиту». Гале Имангуловой было 10-11 лет, а ее партнером был врач Гоша. Как-то на репетиции он оступился и уронил свою партнёршу. Хорошо, что все обошлось удачно. По рекомендации Ирины Семёновны, после окончания школы Галину приняли в театр оперетты закрытого города Красноярска-26, где она окончила экспериментальный балетный класс, став со временем прима-балериной. Вначале выступала в кордебалете, в так называемой массовке. А когда в театр пришел новый балетмейстер Венедикт Любимцев, он много работал со мной индивидуально. Ставил номера классического и акробатического плана, с которыми ездили на гастроли в Читу, Норильск, Барнаул. Восторженные рецензии по поводу выступления театра и восходящей звезды Галины Томазо писали всюду: «Блестящая! Виртуозная! Темпераментная!»
В театре познакомилась с будущим мужем Андреем Томазо — скрипачом с итальянскими корнями. Галина Александровна вспоминала: Всегда думала, что муж у меня будет высоким, красивым и скрипачом, — так и получилось. Вскоре в семье Томазо родился сын Андрей. В театре оперетты Галина Александровна танцевала более десяти лет. А после развода с мужем, она с сыном переехала в Черногорск. Устроилась здесь работать в библиотеку, что находилась в районе Крепости. И сразу же пошла к Ирине Семеновне Манькиной на репетиции. Днем — работа, вечером – занятия. Начались концерты в городе, гастроли по краю: Красноярск, Минусинск, Шушенское, Абакан, Саяногорск, Сорск, Иркутск – география поездок была широкой. Черногорцы помнили меня как Имангулову, так и говорили: «Идем на Имангулову», а теперь знают как Томазо, — вспоминает о возращении в город Галина Александровна. Атмосфера в коллективе была душевной, приходили как в свою семью, где не только танцуют, а общаются, поддерживают друг друга. Где могут научить и похвалить за успехи, хотя… иногда и отругать за небрежность при исполнении упражнений.Партнером по танцам восемь лет был Владимир Монетов, детский врач. С ним танцевали многие классические номера: «Адажио» Зденека Фибиха, «Восточный танец» из балета Чайковского «Щелкунчик»…
С Владимиром Монетовым стали лауреатами краевого, областного и всероссийского конкурсов, получили три золотые медали. Вот как вспоминала об этом Галина Александровна: Выступали на фестивале народного творчества в Иркутском театре оперетты. Когда станцевали «Анитру» Грига, то все 16 членов жюри аплодировали стоя. Зал громыхал. На фестивалях не положено выходить «на поклон», а нас за кулисами, помню, одни выталкивают на поклон, а ведущая закрывает выход на сцену: «Нельзя!» Зал бушевал, овации длились несколько минут. Под руководством Ирины Семеновны в общей сложности Галина Александровна танцевала семнадцать лет. Говорит, что это были трудные, но очень плодотворные годы. В архиве Екатерины Сейфулиной (Манькиной) – дочери Ирины Семёновны, сохранились фотографии далёких лет, которые Галина Александровна прокомментировала так: «Слева от меня стоят Екатерина Манькина и Светлана Рогова. Света через несколько лет станет балериной Красноярского театра оперы и балета…. и женой прославленного певца Дмитрия Хворостовского. Юбилей Ирины Семеновны отмечали в ДК им. Луначарского. В этот праздничный день, на концерте, посвященном юбилею Ирины Семеновны, у нас с Владимиром Монетовым был творческий отчет. Мы подготовили программу из восьми номеров. Когда Ирина Семеновна заболела, часть забот по организации работы в коллективе Галина Александровна взяла на себя: возила младших детей на смотр в посёлок Черемушки, ездила с группой детей в Красноярск, где были проведены экскурсии по городу и в театр оперетты….
После смерти Ирины Семеновны в 1980-м Галину Александровну из ДК «Луначарский» пригласил в ДК «Юбилейный» директор Борис Яковлевич Мордухов. Здесь организовали комиссию и провели отбор способных детей, набрали три группы: младшую, среднюю и старшую. Через полтора года приехала комиссия, просмотрела номера и порекомендовала: «Ваш коллектив достоин звания «Народный ансамбль классического танца» — готовьте программу». Через несколько месяцев занятий и выступлений балетная студия под руководством Галины Александровны Томазо получила звание «Народный ансамбль классического танца». В последующие годы коллектив ежегодно подтверждал это высокое звание. Он насчитывал 150 человек, с каждым необходимо было найти понимание. Галина Александровна с первых уроков требовала от своих подопечных дисциплины, точного выполнения упражнений классического балета, а сама отдавала воспитанникам душу и талант взамен. Многие не выдерживали такой нагрузки и уходили. А кто оставался, трудились в поте лица — в прямом смысле слова! Это время Галина Александровна вспоминала с особой теплотой и ностальгией:еще бы! В Хакасии балетная студия была только в Черногорске! ДК «Юбилейный» принадлежал камвольно — суконному комбинату, шефы помогали во всем: костюмы шили из дорогой ткани, чтобы и служили долго, и смотрелись на сцене достойно. Предоставляли транспорт для поездок на смотры, концерты по предприятиям города, по Хакасии и краю — проблем не было. Ребятишкам интересней было обучаться премудростям балетного танца потому, что после каждого выступления на сцене зрители награждали их заслуженными аплодисментами. Совместные занятия и выступления на концертах, творческих отчетах и конкурсах сплачивали коллектив, получалась большая дружная команда, в которой старались отмечать дни рождения, держаться вместе. С Борисом Яковлевичем Мордуховым Галина Александровна проработала 13 лет. В перестроечные годы искусство отошло на второй план. Но ансамбль продолжал работать. Заниматься приходилось и в горном техникуме, и в спорткомплексе «Нептун», и даже у неё дома. А в 2002-м балетная студия «Грация» переехала в школу №19. Насколько Галина Александровна не любила говорить о себе, настолько долго и подробно могла рассказывать о своих учениках. Имена всех вспомнить сложно, но самых талантливых и одарённых не только помнила, но рассказывала, как сложились их судьбы. Она была и останется в наших сердцах человеком преданным своему любимому делу.
Вечная память Галине Александровне.



Добавить комментарий